поиск…

Концепция формирования экологической культуры населения городского округа город Воронеж

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2009 г. N 358-II

О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

В целях формирования экологической культуры населения городского округа город Воронеж, разработки практических мер по ее эффективной поддержке и дальнейшему развитию и на основании ст. 74 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Воронежская городская Дума решила:


1. Утвердить Концепцию формирования экологической культуры населения городского округа город Воронеж (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Администрации городского округа город Воронеж при разработке нормативных актов, регулирующих вопросы формирования экологической культуры, экологического просвещения и образования, руководствоваться положениями Концепции.

3. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя главы администрации городского округа город Воронеж Плиеву М.В. и заместителя председателя Воронежской городской Думы Жукова А.А.

Глава городского
округа город Воронеж
С.М.КОЛИУХ

 

Приложение
к решению
Воронежской городской Думы
от 10.12.2009 N 358-II

КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

I. Основные положения

1. Концепция формирования экологической культуры (далее - Концепция) представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения людей в природной среде и является одним из элементов политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

2. Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведении жителей личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечит устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность.

3. Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законе Воронежской области от 10.10.2008 N 84-ОЗ "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Воронежской области", иных нормативных актах Российской Федерации, Воронежской области в области экологического просвещения и воспитания, охраны окружающей среды. В ней учтены мнения научных работников, а также опыт образовательной деятельности в указанной области.

4. Концепция является содержательной и организационной основой муниципальной политики в области экологической культуры и определяет стратегию и практические меры по формированию экологического мировоззрения населения, его эффективной поддержке и дальнейшему развитию.

5. Цели и задачи формирования экологической культуры:

5.1. Основная цель формирования экологической культуры на настоящем этапе - объединение усилий всех органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, хозяйствующих субъектов и граждан в целях формирования экологически ответственной позиции жителей городского округа город Воронеж.

5.2. Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

- повышение действенности экологического просвещения, а также дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- непрерывная и целеустремленная работа на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- распространение среди всех слоев населения экологических знаний;
- привлечение средств массовой информации к консолидации жителей вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды.

5.3. Формирование экологической культуры должно содействовать:

- улучшению условий проживания настоящего и будущего поколений вследствие бережного отношения к окружающей среде, снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду;
- повышению чувства личной ответственности граждан за воздействие на окружающую среду;
- формированию активной позиции руководителей и работников предприятий, учреждений, организаций, оказывающих воздействие на окружающую среду, в целях обеспечения экологической безопасности;
- предупреждению правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.

5.4. Основные принципы формирования экологической культуры:

- учет интересов не только настоящего, но и будущих поколений;
- решение задач экологической культуры как составной части муниципальной экологической политики городского округа город Воронеж;
- учет особенностей городского округа, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- связь образовательного и воспитательного процесса с опытом практической деятельности по решению природоохранных проблем;
- культивирование гуманистического отношения к природе;
- открытость и доступность экологической информации для населения городского округа;
- вовлечение предпринимателей, общественных и иных некоммерческих организаций, объединений в решение задач по формированию экологической культуры;
- использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов Российской Федерации и зарубежных стран;
- соблюдение экологического законодательства и принципа неотвратимости наступления ответственности за его нарушение.

II. Основные направления деятельности по формированию экологической культуры населения

6. Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека, и прежде всего в системе образования: в дошкольных и школьных, средних специальных и высших учебных заведениях, центрах внешкольного, профессионального обучения и повышения квалификации, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.
Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются также средства массовой информации.

7. Экологическое просвещение.

7.1. В целях формирования экологической культуры населения осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

7.2. Одним из способов формирования экологической культуры является проведение общегородских массовых экологических мероприятий (дней защиты от экологической опасности, "Чистая Земля", "Чистый воздух" и др.).

7.3. Контроль и координация деятельности по экологическому просвещению осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

7.4. Основными приоритетами работы по экологическому просвещению являются:

- формирование экологически ориентированного общественного мнения, популяризация законодательства в области экологии и природопользования;
- информирование населения о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности;
- привлечение предпринимателей, общественных организаций и объединений, средств массовой информации, образовательных учреждений и учреждений культуры к организации и проведению общегородских экологических мероприятий.

7.5. В целях повышения экологической сознательности граждан необходимо:

- привлекать внимание населения к городским экологическим проблемам;
- пропагандировать бережное отношение к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий;
- проводить акции и мероприятия, побуждающие жителей к консолидации вокруг решения проблем улучшения и сохранения окружающей среды;
- повышать квалификацию специалистов в области экологического образования;
- воспитывать экологическое мировоззрение у всех возрастных категорий населения;
- проводить специальные экологические информационные кампании на основе социальных заказов;
- создавать информационные материалы и средства наглядной агитации для распространения среди населения;
- изготавливать видеоролики, радиопрограммы и размещать их в средствах массовой информации.

7.6. В целях привлечения средств массовой информации к экологическому просвещению и формированию экологической культуры населения необходимо:

- организовывать ежегодные городские конкурсы, в т.ч. для определения лучшей организации (средства массовой информации) в области формирования экологической культуры населения;
- привлекать ученых и журналистов к созданию книг и брошюр по актуальным экологическим проблемам; созданию теле-, радиопередач, опубликованию статей и материалов экологической направленности; участию в экологических акциях и операциях;
- взаимодействовать со средствами массовой информации по вопросам освещения выявленных нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, изменений в действующем природоохранном законодательстве и экологических требованиях.

8. Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование.

8.1. Экологическое образование направлено на формирование системы теоретических знаний и практических навыков, ценностных ориентаций в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

8.2. В городском округе город Воронеж необходимо создать условия для повышения результативности экологического образования подрастающего поколения, а именно:

- наличие квалифицированных педагогических кадров, преподающих дисциплины экологической направленности, их подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
- издание учебно-методических материалов по предметам, имеющим экологическую направленность;
- проведение детских конкурсов, выставок, экскурсий экологической тематики;
- подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования;
- распространение экологической литературы и выпуск годового доклада о состоянии окружающей среды и природоохранной деятельности на территории городского округа;
- организация системы информационной поддержки экологического образования, привлечение внимания общественности к этой теме.

9. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, требует координации со стороны природоохранных органов.

9.1. В целях повышения эффективности указанной работы необходимо:

- активизировать внимание населения к принимаемым руководителями и соответствующими специалистами решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
- ужесточить меры ответственности руководителей и специалистов за действия или бездействие, следствием которых явилось негативное воздействие на окружающую среду;
- формировать общественное мнение о необходимости и престижности переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
- повышать информированность населения по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования;
- издавать специальную литературу для обеспечения процесса подготовки и переподготовки руководителей и специалистов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

10. Разработка экономического механизма в области формирования экологической культуры, который должен быть направлен на стимулирование экологически ответственного поведения в процессах производственной деятельности, в местах проживания и отдыха населения, в т.ч. организация и проведение городских конкурсов с вручением денежных премий для поощрения наилучших работ в области охраны окружающей среды.

11. Распространение экологических знаний:

- издание ежегодного доклада о состоянии окружающей среды городского округа город Воронеж, ежеквартальных экологических бюллетеней;
- представление на сайте администрации городского округа город Воронеж тематической страницы с информацией о состоянии окружающей среды города, экологическом законодательстве, о проводимых мероприятиях в области экологического просвещения, обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;
- регулярное информирование населения через средства массовой информации о состоянии окружающей среды, проводимых природоохранных мероприятий, изменениях в законодательстве об охране окружающей среды;
- проведение совещаний, семинаров, конференций и "круглых столов" по актуальным вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

11.1. Основными принципами распространения экологических знаний являются:

- обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах;
- обеспечение свободного доступа граждан к экологической информации;
- увеличение объемов и качества издаваемой экологической литературы;
- информационная поддержка экологической пропаганды всеми средствами массовой информации;
- публичное обсуждение актуальных вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

III. Пути и средства реализации политики в области формирования экологической культуры

12. В сфере управления в области формирования экологической культуры необходимо осуществить:

- взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления для достижения целей формирования экологической культуры;
- разработку и внедрение системы показателей - количественных критериев эффективности проводимой органами местного самоуправления политики в данной области;
- привлечение руководителей предприятий, учреждений и организаций, граждан к мероприятиям по формированию экологической культуры.

13. В области нормативно-правового обеспечения реализации политики по формированию экологической культуры необходимо обеспечить учет основных положений настоящей Концепции при разработке проектов муниципальных правовых актов городского округа город Воронеж.

14. В части финансового обеспечения мероприятий по формированию экологической культуры необходимо привлекать бюджетные средства в рамках реализации муниципальной целевой программы "Экологическая безопасность городского округа город Воронеж на 2007 - 2011 годы", а также внебюджетные средства, в т.ч. предпринимателей, к сотрудничеству в этой сфере.

15. В системе экологического образования целесообразно:

- поощрять включение в образовательные программы всех этапов системы непрерывного образования (от детского сада до послевузовского профессионального образования) модульные программы экологической направленности;
- использовать все возможности образовательного процесса для привлечения интереса подрастающего поколения к вопросам охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья людей;
- поддерживать инициативы по созданию экологообразовательных и просветительских центров на базе ведущих высших учебных заведений, муниципальных образовательных учреждений общего и дополнительного образования, общественных организаций, особо охраняемых природных территорий, предприятий и организаций городского округа.

16. Воспитательный потенциал экологического просвещения может быть реализован посредством:

- создания в образовательных учреждениях "живых уголков", пришкольного озеленения;
- проведения общегородских конкурсов экологической направленности;
- проведения городских конкурсов экологического рисунка и плаката (среди детей, студентов, художников), фотографий, литературных произведений (сочинений школьников, публикаций студентов и литераторов по экологической тематике);
- организации встреч с учеными-экологами, специалистами природоохранных служб, лидерами общественных организаций;
- проведения мероприятий по экологическому воспитанию подрастающего поколения;
- популяризации экологических программ, проектов, мероприятий, проводимых природоохранными организациями;
- издания журналов, газет, буклетов, рекламной продукции по экологической проблематике и ее распространения среди населения.

Руководитель аппарата
Воронежской городской Думы
Н.В.КОТЕНКО